Ответ Антиохийского Патриарха Петра венецианскому "патриарху"


Начало PG 120 751
©Письмо Доминика патриарха Венеции к Антиохийскому Πатриарху.

Председателю высочайшей святой кафедры Антиохийской, превосходящему патриарху великому и апостольскому мужу, Доминик, благодатию Божией Грандисийской и Акилийской Церкви, патриарх.


Ответ Антиохийского Παтриарха 


Честному равноангельному владыке и духовному нашему брату святейшему архиепископу Грандесийскому Акилийскому, Петр милостию Божию Πатриарх Божиего града(Θεουπόλεως)великой Антиохии.

α΄. Твои священные письма стали для нас причиной многой радости и духовного ликования, о священнейший и боголюбезнейший духовный брате и владыко. Немало мы возрадовались, познав из них твою во Христе любовь и православное мнение твоего боголюбия; хотя смысл опресноков, как мы считаем, не малую имеет разницу и не соответствует традиции нашей святейшей кафолической Церкви; о чем мы позднее скажем более глубоко, Богу содействующу, утверждаясь твоими святыми [молитвами]. Впрочем краснеть ты нас заставил, человече Божий, нашей мерности приписав большие успехи, которых мы за собой не знаем и потому поверь, стыдимся. Ничего иного не осознаем, кроме того, что мы есть Православные христиане; малые же во архиереях Божьих, наименьшие же всех и рабы рабов Господа нашего Иисуса Христа. Но может и станем таковыми, какими нас описало твое письмо, если ты умножишь о нас свои молитвы. 

β΄. Содержалось в письме твоего боголюбия, о святейшей твоей Церкви, что верховный из апостолов Петр ее составил, поручив же святому апостолу и евангелисту Марку; под которым[Петром] предстоя, он возшел в чин и честь патриарха; так чтобы держать и начальствовать посредством учения; и в Римских собраниях быть по правую руку от блаженейшего папы соседящим; и что легко можешь это показать из старых актов; что от святого Петра, односторонним порядком, патриаршее название твой трон унаследовал; и мне надлежит, как патриаршие твои воспринимать письма, и о вере письменно тебе говорить.

γ΄. И моя малость, о священнейший духовный брат, не только как патриарха, но как равноапостольного и великого архиерея Божия, твои письма с подобающей честью приняла и облобызала. Но с младенчества и до старости воспитанный в священных чтениях и упражняясь всегда в их чтении, нигде и никогда не слышал и не знал доныне, чтобы председательствующий Акилии т.е Венеции назывался бы патриархом. Ибо божественной благодатью устроено так, что во всем мире есть пять патриархов: Рима, Константинополя,Александрии, Антиохии и Иерусалима. Но даже из этих не каждый в собственном смысле патриархом называется, утрированно же провозглашается архиерей Рима папа; Константинополя Архиепископ, Александрии папа, и Иерусалимский Архиепископ, и только Антиохийский особое унаследовал- слышать как его называют патриархом. И твоя изучающяя любовь, сие обрящет, как во всем написанном исповедуемое.

δ΄ И добавляя, говорю. Тело человека, в котором много членов, ведомо одной главой; и вся только пятью управляется чувствами: зрением, обонянием, слухом, вкусом и осязанием. И тело Христово т.е Церковь верных; многими народами как членами составляемое и как пятью чувствами, управляемое, вышереченными великими пятью тронами, одной ведомо главой; самим Христом. И подобно тому, как сверх тех пяти чувств, другого чувства нет; также сверх этих пяти патриархов никто не может быть патриархом. Ибо под этими пятью тронами, как пятью чувствами в теле Христовом, все члены т.е все племена народов, и поместные епископы управляются, и богоподобно , свершаются; как в одной главе во Христе истинном Боге нашем, посредством одной православной веры сочетаемые и ведомые Им.










ε΄. Если из того, что ты сидишь справа блаженейшего папы, как ты пишешь, справедливо делать вывод, что можешь именоваться патриархом(отценачальником) и это мы примем. Но послушай, епископов и архиереев верное слово именует отцами; первенствующих же на каждом соборе, экзархами и первопрестольными и председателями обычно называют. В том смысле естественно тебе патриархом(отценачальником) называться, римского собора несущему первенство; также как у нас первый из диаконов называется архидиаконом. Как же иного шестого как мы можем вводить патриарха, ведь сказано, нет шестого чувства в теле? И все это при том, что много есть в мире епархий и стран, больших, чем твоя область, управляемых митрополитами и архиепископами к богочестию. Сравни, насколько больше твоей страны Болгария, а ее[больше] Вавилон великий и Ромагирис т.е Хорасан и остальные всего Востока епархии; в которые архиепископы от нас посылаются и католикосы, рукополагая в этих местах митрополитов, имея под ними многих епископов; но никто из них патриархом не нарекся никогда.©

(!) Απαγορεύεται από το δίκαιο της Πνευματικής Ιδιοκτησίας η καθ΄οιονδήποτε τρόπο παράνομη χρήση / ιδιοποίηση του παρόντος, με βαρύτατες αστικές και ποινικές κυρώσεις για τον παραβάτη.