Митрополит Григорий Хиосский о принятии рукоположенных в расколах и ересях


 См.начало https://rwmio.blogspot.com/2019/03/blog-post_19.html
Перевел и остальные пункты аргументации митрополита Григория

 https://anemi.lib.uoc.gr/metadata/8/7/e/metadata-212-0000084.tkl

ΠΕΡΙ ΤΗΣ ΕΝΩΣΕΩΣ ΤΩΝ ΑΡΜΕΝΙΩΝ ΜΕΤΑ ΤΗΣ ΑΝΑΤΟΛΙΚΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΥΠΟ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗ ΧΙΟΥ. ΕΝ ΚΩΝΣΤΑΝΤΙΝΟΥΠΟΛΕΙ- 1871.
Перевод со стр.95

1. Первый Вселенский Собор принимает, приходящих в Православие, священников из Катаров и Новациан, как священников, через простую разрешительную молитву (см.8-й канон 1 вс. собора и его толкование в Пидалионе стр.75).

2. Иже во святых Мелетий, был рукоположен в епископа арианами, после этого ими был перемещен в Верию, и затем сразу же в Антиохию; однако, то что он получил рукоположение от еретиков никак не было посчитано причиной для [пред]осуждения. Таким образом, он рукоположил в диаконов и Златоуста и Василия Великого и восстановил Григория Богослова как Патриарха  Константинопольского, был и экзархом 2-го Вселенского собора, как свидетельствуют Сократ( Церк.история кн.2-я глава 43, и кн. 5-я,  гл.5), Созомен (Церков.История 4. 25) Амфилохий (слово в честь Василия Великого) и др.[1]
 
3. Священный Кирилл Иерусалимский, также рукоположенный арианами в епископа,  перейдя в Православие, не только был принят как архиерей, вместе с теми кого он рукоположил, но и к святым сопричтен.(см. Сократ( Церк.история кн.5 гл.8-Созомен 4 25 и 7, Феодор Хронограф стр.34 и св.Григорий Нисский в слове на перенесение мощей Первомученика Стефана).

4. С 1-го собора до 2-го прошло 40 лет; многие рукоположенные в этот период получили хиротонию от тогдашних архиереев Константинополя еретиков Македония и Евдоксия и т.д, но все они принимая Православие, участвовали во 2-м(вселенском) Соборе и никакого вопроса об их хиротониях не поднималось.

5. Священный Анатолий Константинопольский, рукоположенный ересиархом монофизитов Диоскором, который и иже во святых Флавиана Константинопольского умертвил; однако никоим образом не было подвергаемо сомнению его рукоположения от еретика и убийцы, ибо он удержал Православие на 4-ом (вселенском) соборе.

6. Все епископы, рукоположенные еретиком и узурпатором Александрийского трона, Петром Монгом, убившего каноничного Александрийского пастыря Протерия, и перед этим низложенные им, после того как отреклись от евтихианской ереси и приняли божественный и священный Халкидонский собор, были приняты в Церковь, как епископы ни в чем, не потерпев умаления своих степеней.

7. На 5-ом(вселенском) соборе все акефалы т.е приобщившиеся к еретикам миксофизитам и теопасхитам, и рукоположенные ими, отрекшись от ереси и дав исповедание веры, были приняты вышеупомянутым собором в своих степенях.

8. Большинство из тех, кто заседали на 6-ом (вселенском) соборе, были рукоположены еретиками монофелитами т.е Константинопольскими [предстоятелями] Сергием, Пиром, Петром и Павлом, Киром Александрийским и Макарием Антиохийским и Гонорием Римским. Однако они не только были приняты в собственных степенях, но и ублажаются Церковью, как святые по причине их божественной ревности о благочестии.

9.Божественейший Герман с Кизического, взошедший на Константинопольский трон и боровшийся мужественно за святые иконы от монофелитов рукоположение получил, и это уже, после того как эта ересь была соборно осуждена.

10. Первое иконоборчество продолжалось 45 лет, поэтому всякое рукоположение православных почти исчезло, однако все принявшие хиротонию от иконоборцев, с отречением от иконоборчества, были приняты в собственных степенях, как свидетельствуют деяния 7-го (вс) собора, что подтверждает и Иоанн Халкидонский, который пишет так: «Тарасий и избранные сторонники апостольских тронов, догматами божественной правды заградившие уста паствы, никакого обвинения не выставили, включенным в клир... ведут их без суда о предшествующей ереси, не отлучая тех, кто от еретиков получил хиротонию, но когда те перешли на сторону благочестивого понимания, положением рук, как братьев и соиерархов их обняли и каждого своей кафедры и степени удостоили; тех же, которые в чем-то споткнулись, видели их искажение в вере, но после отречения от прежнего падения, исповедания и анафемы прежнему мнению, тем же милосердием обнимаются, и на те же троны ставятся и мирным состоянием и не волнующейся тишиной, утвердилась Вселенская Церковь»
( беседа огласительная, начинающаяся  со «снова день спасения и должно воспеть о недостойно и от еретиков принявших рукоположения»)

11. При приснопамятном Патриархе Германе Новом перенесшем патриарший трон в Никею, по причине перенесения туда[столицы] империи, архиепископ Кипрский Неофит и его клир подчинились Римскому понтифику; а когда осознали ошибку были приняты они и рукоположенные ими, в собственных степенях.




12. При императоре Феодоре Ласкаре три иеромонаха из Сицилии придя в Царьград, имея хиротонию от латинян, были приняты тогдашним Патриархом Мануилом и священнодействовали, подвизаясь в монастыре Иакинфа в Никее.

13. В житии св. Саввы говорится, что после того как с Иерусалимского трона ушел святейший Илия, был выдвинут миксофизитами северианами единомысленный им Патриарх, но убеждением св.  Саввы и Феодосия принял правильную веру, однако никакого ему обвинения в том, что он рукоположен еретиками, не было, более того он ублажается и как святой за свое благочестие и преподобное житие.

14. Святой карфагенский собор принял клириков донатистов в их степенях, на основе, как он говорит, древних примеров: «заблагоразсуждено послати граматы к братиям и соепископам нашим, и наипаче к апостольскому престолу, на котором председательствует помянутый достойно чтимый брат и сослужитель наш Анастасий, о том, чтобы по известной ему великой нужде Африки, ради мира и пользы Церкви, и из самих донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших приити к кафолическому единству... приимати в своих степенях священства, если это окажется содействующим к миру христиан, как и в прежние годы, делали в отношении этого разделения, о чем СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ПРИМЕРЫ МНОГИХ почти ВСЕХ африканский Церквей


§11. Помимо вышеупомянутых соборных и церковных деяний и икономий о хиротониях инославных, хотим добавить и мнения некоторых св.отцов.
Василий Великий в письме к Евлогию и Арпократиону пишет так: «Евлогий изложивший о Маркеловом[нечестии] вашему благоговению, дабы не без обдумывания и с не с легкостью, вы об этом бы запечатлели, но поскольку он вышел из Церкви по причине догматов, то должен анафемствовать его ересь, и таким образом быть принятым в общение

 §12. То же мнение о хиротониях еретиков было у великого Иоанникия и у святейшего Патриарха Мефодия, как мы и читаем в житии первого: «Феофил (император) уходит(=почил), а сын его и Феодора царица начальство принимают. Мефодий же поставляется на священный трон, как истинный священник и Божий человек, и кратко говоря, всех кто им к православной вере привлекался, после угасания бури и всякого волнения, но когда успокоилось все, иное появляется у благочестивых восстание, и снова разделяется Церковь; у Божиего человека, и кратко говоря,  у всех кто им к православной вере привлекался, после угасания бури и всякого волнения, когда все успокоилось, иное появляется на благочестивых восстание, и снова разделяется Церковь, одни принимают достойными сослужения тех, кто принял рукоположение от иконоборцев и ни в чем благочестие не загрязняющими, иные же скверными и не преподобными считают их руки для приношения святых[даров] и не Божьими друзьями и не приемлемыми. И как воистину для Бога живущий Мефодий сердился, огорчался, сердце его разрывалось, ибо ему казалось достаточным только Павла, сказавшего: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих только бы вы стояли с нами, и вместе прославляли мы общюю Троицу.» и одни также думали, другие же [т.е не принимающие рукоположенных иконоборцами] были готовы пострадать чем отступить от своего мнения, так что снова на части полнота церковная делится. Божий друг Иоанникий встревоженный  этим, одних сам лично, других письмом, как флейтой призывая разделившуюся паству  сочетает одному Богу, единственному доброму пастырю, а не наемнику, и когда уже душа архиерея Мефодия колебалась [т.е склонялась из страха в сторону отвергающих рукоположение от иконоборцев] ВОЗВРАЩАЛ СЕБЕ, многое и другое писал о тех, кто единосущие испорченными и чуждым[мнениями] рассекают, в разделения нелепые  верят, таковых совсем не принимать в общение, не приветствовать, даже от случайной встречи с ними уклонятся;  было установлено, что никак нельзя преподобно понимать священнодействующими тех, кто Священнодействующего отвергают, но о тех, кто были единомышленники с Мефодием в Православной догме и в житии, он писал, что в божественном священнодействии должны быть в общении с ним. Поскольку письма об этом говорили, то божественный Мефодий, в своей памяти складывал написанное, но некие завистливые людишки достойные смеха и детям подобные, снова ставили вопрос и добрый Иоанникий плохо делал, что их слушал. Зная же, что хотят клеветать на него, стал он и во всеуслышание о божественном изложил, и так их оттеснил и помог им, так что не только против него личную злобу оставили, но и изменили об этом мнение к лучшему,  и тех, кто оставили православной веры догму,  как он обьяснил, переучивал. Итак, тот многочисленный округ побеждается добродетелью одного  и целые города его мнение принимают, то, что он изучал многие годы, в короткое время, усваивая; и таким образом, это послужило к общей пользе».

К этому необходимо добавить, что когда это было сделано  Иоанникием и Мефодием, иконоборцы были уже официально изверженны за пределы Церкви 7-ым Вселенским собором. О том же самом, что и вышеупомянутые отцы, говорит и  преподобный Феодор Студит в письме к некоему Стефану Чтецу: «взыщем и обсудим с тем, кто имеет веру правильную, и не за деньги рукоположен, должны ли мы иметь общение, если же его хиротония восходит к еретику или рукоположенному за деньги, но если сам он не еретик, и не знал что рукополагается от получившего хиротонию за деньги т.е симонианина, но исповедует, что всю истину и веру и все каноны соблюдать нужно неизменяемыми, и уклоняющихся и от  того и от другого отвергает, ТО НЕТ НИКАКОЙ ПРИЧИНЫ НАМ УДАЛЯТСЯ от него. Ибо таковой не подлежит осуждению, согласно вышеупомянутым святым, а через них и ПО ВСЕОБЩЕМУ мнению. Таким образом, мы и сами, в общении с такими находимся и вам советуем так делать. Ибо если продолжим исследовать, то отвергнуты будут заветы святых и прекратится дар священства, по причине которого мы именуемся христианами, и так в языческое [можем] ввергнутся служение" и т.д. Согласно с этим считает и священный Феофилакт: «и от еретиков хиротонии православными принимаются, ПО ПРЕДАНИЮ ОТЦОВ, если православными были или стали ими рукополагаемые( по Дмитр. Хоматину).

§13. К всему этому добавим, что вместе с вышеупомянутыми синодальными деяниями и ЗАВЕТАМИ богоносных отцов и всечестная наша Матерь Церковь приняла хиротонии Мелхитов, в 1860 принявших православную догму, в патриаршество славного и разумнейшего Иоакима из Кизика.[2] Тоже самое сделала и Православная Церковь в великославной России, принявшая, вернувшихся в Церковь, епископов униатов в 1840 в тех же достоинствах.




[1]Вот как восхваляет сего мужа Василий Великий в своем письме к Афанасию Великому: «всему Востоку  через молитву, и нам всем соединенным с ним желанен он [Мелетий], как ведущий Церковь Христову, ибо он и в вере неукоряем, и житием ни в чем по отношению к иным [имеет в виду Павлина и Виталия, узурпаторов Антиохийского трона и отколовшихся от Мелетия, как от якобы рукоположенного арианами], не принимает сравнения, и как сказали всей Церкви предстоит, так что необходимо и полезно сему мужу везде сходится с иными, как большой реке с меньшими». А единокровный Василию Григорий, светильник Нисский называет божественного Мелетия Новым апостолом в его надгробном слове. А Созомен описывая горячую ревность о Православии святого отца и его страдания пишет, то, что доказывает древнейшее и апостольское Предание [cовершения] крестного знамения тремя перстами, а не пятью как делают армяне и латиняне: «уже  и слава нисходит и случившееся, показывает его достойным похвалы в догмате [о единосущии] сошедшихся в Никее. Ибо когда о началах, призываемых нравственных смыслов он  публично учил, а заканчивая сказал ясно о самой сущности Сына, пришел архидиакон, того клира и когда еще он говорил об этом, положил руку, прикрыв его уста; то он рукой ясней чем устами мысли выразил, сначала только три перста протянув, а потом опять сложив их и показав один, рукою показав народу, как он мыслит  и что ему препятствуют сказать, а когда архидиакон недоумевая, схватил его руку, то он снова открыл уста, еще ясней и громче возвещал догмат Никейских определений» и т.д Созомен (Церков.История 4. 28) PG 67 1204 

[2] И я тогда будучи экспертом при Патриархе и Синоде соучаствовал в этой каноничнейшей и священной церемонии подачи либеллиев (иповеданий) веры представителями Мельхитов иеромонахами Гавриилом и Иоанном, которые и сослужили на  народом совершаемый праздник св.Андрея, с Всесвятейшим и с Свящ. Синодом; но увы славное это дело возвращения в Православие тридцати  тысяч душ, получилось во многом незавершенным, из за тяжелых обстоятельств скорбящей Матери Церкви, одно из которых лукавый, эллинофобской рукой подстрекаемый болгарский вопрос, сделанный для разделения православных народов востока. Но Православие рано или поздно восторжествует на Востоке, а воюющие с ним «погибнут как прах от лица ветра» согласно пророку и напрасно трудились младенцы.